$IMAGE1-left$ С момента подписания соглашения о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути минул ровно год. Но масштабный политический и экономический проект, словно оказался задвинут на запасной путь, трудностей при его реализации становится все больше. По идее, проект нового Шелкового пути должен соединить европейские и китайские рынки, в результате чего сроки доставки грузов из центрального Китая в Евросоюз сократятся до двух недель, что, как минимум, в два раза быстрее, чем поставки через Суэцкий канал. В рамках этого проекта страны ЕАЭС получают возможность решить свои проблемы с инфраструктурой за счет инвестиционных вливаний Китая. Причем речь идет не только о транспортных магистралях, но также о строительстве предприятий и других экономических проектах. Но буквально на первом этапе проект застопорился. «Пока каких-то заметных явлений и событий в рамках проекта сопряжения не наблюдается. Есть разного рода размышления и раздумья, как все это сделать. Но у стран разные планы, они были сверстаны, исходя из разных концепций и стратегии развития отдельных областей», - комментирует «Экономике сегодня» руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский. Плюс ко всему общие проекты были сверстаны еще до всех этих финансовых сложностей. «Теперь свободных денег нет, но любой проект – это в первую очередь инвестиции. Конкретные проекты также до сих пор не озвучены. А когда две основные задачи не решены, проект начинает тормозить. Именно такая фаза глубоких размышлений имеет место сейчас. Видимо все рано или поздно прояснится в плане динамики и финансовых ресурсов, и идеи тут же возникнут, но в условиях экономии говорить о каких-то затратных инфраструктурных проектах довольно сложно», - продолжает Вардомский. По его мнению, Шелковый путь – очень дорогой инфраструктурный проект с долгим сроком окупаемости, а у нас сейчас линия на то, чтобы реализовывалось больше средних и малых проектов в высокой окупаемостью в течение года- трех. Но когда окупаемость исчисляется десятилетиями, возникают вопросы, на которые эксперты ищут сейчас ответы. С коллегой соглашается и заведующий сектором экономики и политики Китая Сергей Луконин. Среди сложностей сопряжения он также выделяет отсутствие реальных проектов. Но в то же время, по его мнению, нельзя сказать, что вина за тяжелое продвижение проектов целиком и полностью лежит на России. «У китайской стороны этот проект тоже не особенно проработан, конкретных отправных точек, по которым бы можно было что-либо измерить, нет», - замечает эксперт. Луконин выделил единственный проект в рамках Шелкового пути, инвестиции в проект «Ямал СПГ», который предусматривает строительство завода СПГ мощностью 16,5 млн тонн, на базе Южно-Тамбейского месторождения. Буквально в конце апреля в рамках совместного проекта китайской компанией был запущен еще один проект - производство холодильников в Татарстане. И здесь пока стоит многоточие. Не исключено, что туман вокруг этого проекта начнет рассеиваться уже к визиту президента России Владимира Путина в Китай. Как заявил глава МИДа Сергей Лавров, сейчас завершается подготовка коллективного позиционного документа всех стран ЕАЭС, который ляжет в основу консультационного процесса сторон.
Читайте нас в Яндексе
|