В 1966 году Мартин Лютер Кинг начал кампанию против сегрегации в Чикаго, но его усилиям воспротивились мэр, а также пикетчики, которые не чуждались насилия, напоминает обозреватель The Guardian Гэри Янг. Кинг почувствовал, что идея ненасильственной борьбы теряет популярность у его сторонников, и заявил: "Те, кто делает мирную революцию невозможной, сделают насильственную революцию неизбежной". На следующий год в США произошло более 150 бунтов.
Янг переносится в день сегодняшний. В американском городе Фергюсоне, где полиция недавно застрелила безоружного чернокожего Майкла Брауна, накаляется обстановка. Полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ, дымовые шашки и резиновые пули.
Протестующие уверяют, что действия полиции были беспричинными. Со своей стороны, губернатор штата Миссури Никсон так обосновал ввод Национальной гвардии в Фергюсон: "День надежды, молитв и мирных протестов был омрачен насильственными преступными деяниями организованной и растущей группы лиц, многие из которых - не из этого города и не из этого штата, их действия создают опасность для жителей и фирм Фергюсона".
Автор комментирует: "В подобных заявлениях игнорируются природа, масштаб и истоки проблемы. Если 18-летнего юношу застрелили среди бела дня за то, что он шел посреди улицы с поднятыми руками, а власти штата спешно вывезли его убийцу из города, то жителям Фергюсона, очевидно, уже грозила "опасность" со стороны тех, кто готов совершать "предумышленные преступные деяния".
По предварительным данным вскрытия, в Брауна попало 6 пуль, две из них - в голову.
Автор замечает: "Те, кто сейчас призывает к порядку и законности, должны осознать, что порядка нет оттого, что люди с полицейскими значками творят беззаконие".
Янг признает: в уличных беспорядках участвуют не только люди, исполненные справедливого гнева, и политические активисты, но и конъюнктурщики, самозваные "мачо" и любители приключений. Но, по его словам, Фергюсон был оккупированным городом: "большинство населения - чернокожие, а все властные структуры укомплектованы белыми".
Ни один здравомыслящий человек не хочет новых силовых акций протеста. Но никто также не хочет, чтобы другие повторили судьбу Майкла Брауна. "И эти две вещи - насилие государства и насилие улицы - взаимосвязаны. "Бунт - язык тех, кого не слышат", - говорил Мартин Лютер Кинг. Люди с улицы не делают крупных пожертвований политикам, не допускаются за столы, где принимаются решения. "Но после того, как за последние 4 недели в стране полиция убила четырех чернокожих, рядовые люди жаждут много чего сказать и имеют крайне мало каналов, по которым можно это высказать. Теперь вопрос в том, прислушивается ли к ним кто-то", - так завершается статья.
|