Сейчас много говорят о роли и влиянии Китая в Африке, а также о причинах его активности на этом континенте. Гораздо меньше обсуждают вопрос о масштабах и глубине российского присутствия и деятельности в Африке.
В лучшую пору Советского Союза русское влияние в Африке было очень сильным. После обретения независимости правительства Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Демократической Республики Конго, Египта, Сомали, Эфиопии, Уганды и Бенина в тот или иной период получали дипломатическую и военную помощь от СССР.
Но ситуация начала меняться, когда в декабре 1991 года сверхдержава стала разваливаться. С тех пор прошло более четверти века, и у российского президента Владимира Путина появились новые виды на Африку. Это вполне соответствует его стремлению снова сделать Россию великой державой. <
Путин придает большое значение геополитическим отношениям и самоутверждению России на мировой арене. Это включает восстановление российской сферы влияния, которая распространяется и на африканский континент.
Подобно Пекину, Москва выстраивает свои торговые и инвестиционные отношения в Африке без каких-либо предварительных условий и требований, в отличие от Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Россия постепенно наращивает свое влияние в Африке, вкладывая стратегические инвестиции в добычу энергоресурсов и минералов. Она также использует военную мощь и мягкую силу.
Все чаще возникает весьма актуальный вопрос: отношения между Китаем и Африкой в равной степени полезны для обоих? Тот же самый вопрос можно задать и о российско-африканских отношениях.
Энергетика и полезные ископаемые
В этом веке сотрудничество между Россией и Африкой бурно развивается. В период с 2005 по 2015 годы объем торговли и инвестиций увеличился на 185%.
Если говорить об экономике, то главное внимание в Африке Россия уделяет энергетике. Ключевые российские инвестиции вложены в африканскую нефте- и газодобывающую отрасль, а также в атомную энергетику. <То обстоятельство, что 620 миллионов людей в Африке не имеют электричества, обеспечивает российскую атомную энергетику потенциальными рынками. В Африке активно работают такие компании из России, как «Газпром», «Лукойл», «Ростех» и «Росатом». Наибольшую активность они проявляют в Алжире, Анголе, Египте, Нигерии и Уганде. В Египте уже прошли переговоры с Москвой о строительстве первой в стране атомной электростанции.
Это в основном государственные компании, а инвестиции зачастую связаны с военными и дипломатическими интересами.
Еще Москву интересуют африканские месторождения полезных ископаемых. Это особенно заметно в Зимбабве, Анголе, Демократической Республике Конго, Намибии и Центральноафриканской Республике.
В Зимбабве Россия разрабатывает одно из крупнейших в мире месторождений металлов платиновой группы.
Россия также восстанавливает связи с Анголой, где российский гигант «Алроса» занимается добычей алмазов. Россия и Ангола также ведут переговоры о добыче углеводородов. Еще один пример — уран в Намибии.
В 2017 году началось весьма неоднозначное сотрудничество России с Центральноафриканской Республикой, когда Москва направила в Банги группу российских военных инструкторов и 170 «гражданских советников» для обучения армии и президентской гвардии. Вскоре после этого ЦАР получила девять партий оружия.
Интерес России к этой стране обусловлен ее стремлением добывать там полезные ископаемые на концессионной основе. В прошлом году в отдаленном районе ЦАР были убиты трое российских журналистов, и из-за этого весь мир обратил внимание на действия Кремля по укреплению своего влияния и на его стремление добывать природные ресурсы.
Военное влияние и дипломатия
Россия занимает второе место в мире по экспорту вооружений, и является крупным поставщиком в страны Африки. Последние 20 лет она развивает военные связи с различными африканскими государствами, такими как Эфиопия, Нигерия и Зимбабве.
Военные связи строятся на основе двусторонних соглашений. Кроме того, Россия предоставляет своих военнослужащих для участия в миротворческих операциях ООН. В совокупности Китай и Россия превосходят остальных постоянных членов Совета Безопасности ООН по количеству войск, участвующих в миротворческих усилиях Организации Объединенных Наций.
Россия также активно поддерживает Зимбабве. В 2018 году появились сообщения о том, что Китай разместил в Зимбабве зенитно-ракетные комплексы нового поколения. Вскоре после этого российский министр иностранных дел Сергей Лавров объявил, что его страна тоже стремится к военному сотрудничеству с Хараре.
Есть еще один важный момент. Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва во время своего недавнего визита в Москву заявил, что его стране может понадобиться российская помощь в деле модернизации вооруженных сил.
Россия, Африка и будущее
Россия и Китай стремятся играть важную роль в будущем африканского континента. Различие между этими крупными державами состоит в том, что Китай является частью азиатской региональной экономики. А она превосходит Северную Америку и Европу по глобальной мощи, то есть, по таким показателям как ВВП, численность населения, военные расходы и инвестиции в технологии.
Китай и Индия уже много лет демонстрируют впечатляющий экономический рост. А благодаря своему огромному населению эти страны являются чрезвычайно важными мировыми державами. С другой стороны, у России весьма скромные перспективы роста, и на 2018-2019 годы этот показатель составляет по прогнозам 1,5-1,8%, в то время как средние темпы роста в мире равны 3,5% в год.
Тем не менее Россия остается важной силой в мировой политике. Для африканских лидеров ключевым словом является влияние, и сейчас им важно понять, как воспользоваться возросшим вниманием России к их странам, не став при этом жертвой современной геополитической шахматной игры, которую ведут на африканском континенте крупные державы. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|