С 1 января предусмотрено применение дополнительного коэффициента 4,5 к нормативам платы за выбросы, образующиеся при сжигании ПНГ (попутный нефтяной газ) сверх объемов (то есть 5% от объема добытого ПНГ). Дополнительный коэффициент применяется также за сверхлимитное загрязнение с коэффициентом 25 (то есть общий повышающий коэффициент для объемов сверх целевого показателя 5% составит 4,5х25=112,5). Фактическое увеличение платы за выбросы для нефтяных компаний будет зависеть от того, на каком уровне были установлены нормативы предельно допустимых выбросов, а также от значения показателя сжигания, пишет РБК daily.
Для предприятий нефтегазовой отрасли эта нормотворческая математика будет иметь конкретные экономические последствия. В среднем для отрасли платежи за выбросы увеличатся в 50 раз, с 340 млн до 16,7 млрд руб. в год. При этом целевой показатель сжигания ПНГ по отрасли в целом будет достигнут не ранее 2014 года, а добыча нефти на некоторых месторождениях может стать нерентабельной.
В случае повышения платы за выбросы мы имеем классический «кнут», идея которого заключается в том, чтобы заставить компании инвестировать в сокращение объемов сжигания. Но инструмент этот будет работать только в том случае, если суммарный дисконтированный объем платежей за выбросы будет сопоставим с приведенной стоимостью инвестиций в утилизацию ПНГ. Поэтому Минприроды предложило увеличить повышающий коэффициент с 4,5 до 12 на 2012—2013 годы и до 25 с 2014 года.
Поскольку главной целью государства является стимулирование снижения объемов сжигания ПНГ, а не увеличение платы за выбросы, оно не только не должно наказывать компании, продолжающие инвестировать в утилизацию, но обязано поощрять принятие новых инвестиционных решений. С этой целью энергетический центр «Сколково» предложил дополнительный механизм стимулирования — вычеты инвестиций из платы за выбросы (механизм вычетов).
Механизм вычетов является своеобразным «пряником», поскольку позволяет снизить плату за выбросы для компаний, которые реализуют проекты по утилизации ПНГ. Наиболее критичным применение данного механизма будет в 2012—2013 годах, когда еще не завершены масштабные проекты по утилизации ПНГ, позволяющие выйти на целевой уровень сжигания к 2014 году. Так, например, в случае применения коэффициента 4,5 без механизма вычетов, «Роснефти» придется заплатить в 2012—2013 годах более 10 млрд руб., в то время как эти средства могли быть направлены в проекты по утилизации ПНГ или в нефтедобычу. При введении механизма вычетов платежи компании не должны превысить 1,1 млрд руб. в год. Эффективность этого механизма будет в значительной степени зависеть от проработанности методики его применения.
На сегодняшний день проект нового постановления внесен в правительство. На состоявшейся 20 февраля комиссии ТЭК было принято решение поддержать введение механизма вычетов. Однако ряд проблем остается нерешенным, например вопрос о повышенных платежах за выбросы на удаленных месторождениях. На таких объектах и размер платы, и затраты на утилизацию ПНГ делают экономику нефтедобычи отрицательной. А значит, решить проблему утилизации на данных активах не помогают ни увеличение повышающего коэффициента, ни механизм вычетов. Для этого необходимо кардинально улучшить нормативно-правовую базу, в первую очередь законодательную.
Кроме того, следует устранить еще одну серьезную проблему. На протяжении последних лет при переоформлении лицензий, а также при согласовании проектных документов недропользователям устанавливается обязательство по достижению 95% утилизации по данному участку, вне зависимости от специфики конкретного месторождения. Неизбежное массовое нарушение этих обязательств создает риски изъятия лицензий и провоцирует судебные иски к компаниям по фактам нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и недропользования. Учитывая эти риски, а также то, что во многих случаях затраты на утилизацию ПНГ делают интегрированную экономику нефтедобычи отрицательной, компании могут начать возвращать государству лицензии по проблемным месторождениям. В итоге мы будем иметь сокращение добычи нефти и налоговых поступлений.
Интересно, что государство признаёт невозможность достижения 95-процентного уровня утилизации на каждом лицензионном участке. Так, в проекте постановления предусмотрен механизм консолидации — когда показатель сжигания, а следовательно, и плата за выбросы, рассчитывается в целом по холдингу.
Подобное логическое противоречие не может не удивлять: надо либо рассчитывать показатель сжигания для определения платы за выбросы на каждом лицензионном участке (что просто убьет экономику большинства месторождений), либо предусматривать экономически обоснованные уровни утилизации ПНГ для проблемных месторождений.
Таким образом, для системного решения задачи по увеличению полезного использования ПНГ на лицензионных участках важно разработать специальный федеральный закон «О ПНГ» и внести поправки в действующие федеральные законы («О недрах» и Налоговый кодекс), а также в постановление правительства. Необходимо закрепить требования к измерению и учету добычи и полезного использования ПНГ, уточнить принципы расчета показателя сжигания и установления целевых уровней утилизации, а также обеспечить реализацию механизмов стимулирования утилизации ПНГ.
Следует как можно быстрее выработать единую позицию компаний, государства и общества по вопросу рационального уровня утилизации ПНГ, которая будет отражать специфику отдельных месторождений. В противном случае проиграют все.
Григорий Выгон, директор энергетического центра «Сколково», кандидат экономических наук
|